О ЧЁМ ПИСАЛ Л.Н.ТОЛСТОЙ
Краткое содержание:
При попытке разобраться, для чего люди одурманиваются, автор приходит к мнению, что существуют более веская причина, чем "так", "для веселья", "все так делают" и т.п. И причина эта - совесть. Именно совесть надзирает за всем, что делает человек, и соотносит это с тем, как нужно делать. При существенном отклонении факта от нормы, если, например, человек поступает не правильно, творит зло вместо добра, совесть начинает указывать человеку, что он сбился с пути. И тогда у человека два варианта: он либо корректирует свое поведение, либо пытается заглушить голос совести и продолжать жить так, как ему нравится без угрызений и самоедства.
Толстой отмечает, что одни делают первое, другие - второе. Для достижения первого есть только один путь - нравственное самосовершенствование, движение по пути добра. Для достижения второго существует два пути - внешний и внутренний. Внешний заключается в занятиях, отвлекающих внимание от указаний совести, Внутренний - в затемнении самой совести. Для людей с ограниченным нравственным чувством достаточно бывает внешнего пути, но для людей нравственно чутких этого недостаточно. Поэтому часто люди прибегают к самому простому способу - одурманиванию мозга алкоголем.
"Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табака, а только в потребности скрыть от себя указания совести."
Толстой совершенно верно резюмирует, что большая часть преступлений совершается под действием алкоголя. Все это знают, но, странное дело, когда следствием употребления алкоголя не являются страшные преступления, многие считают, что употребление алкоголя уже не действует на совесть. Тем не менее, нельзя не понять того, что употребление одурманивающих веществ в больших или малых размерах, периодически или постоянно, в высшем или низшем кругу вызывается одной и той же причиной - потребностью заглушения голоса совести, чтобы не видеть разлада жизни с требованиями сознания.
По мнению автора, жизнь человека состоит из решения нравственных вопросов. Человек чувствует, что он должен решить вопросы, которые требуют большого напряжения его физических и умственных сил, труда. Он хочет от этого увильнуть, затуманивая свой мозг одурманивающими веществами. И всегда, когда он снова сталкивается с необходимостью решать эти вопросы, ему "на помощь" приходят алкоголь, табак, таркотики и т.п. Это оставляет вопросы нерешенными на месяцы, годы или навсегда, а потребность в решении ослабевает или исчезает совсем.
Фрагменты статьи-размышления "Для чего люди одурманиваются":
Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство.
Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но сами, пьяные, поощряют их. И богатым и бедным представляется, что веселым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным; представляется, что при всяком важном случае жизни — похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании — самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному.
И что удивительнее всего, — это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа.
Сказать, что вино вкусно — нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажутся неприятными для тех, кто их пьет пер- вый раз. К вину приучаются, как и другому яду — табаку, — понемногу, и нравится вино только после того, как человек привыкнет к тому опьянению, которое оно производит.
Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали, что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден.
Сказать, что вино прибавляет силы, тоже нельзя, потому что не раз и не два, а сотни раз было замечено, что артель пьющая, во столько же людей, как и артель непьющая, сработает много меньше. И на сотнях и тысячах людей можно заметить, что люди, пьющие одну воду, сильнее и здоровее тех, которые пьют вино.
Говорят тоже, что вино греет, но и это — неправда, и всякий знает, что выпивший человек согревается только накоротко, а после скорей застынет, чем не- непьющий. Сказать, что если выпить на похоронах, на крестинах, на свадьбах, при свиданиях, при разлуках, при покупке, продаже, то лучше обдумаешь то дело, для которого собрались,— тоже никак нельзя, потому что при всех таких случаях нужно не одуреть от вина, а со свежей головой обсудить дело. Чем важнее случай, то трезвее, а не пьянее надо быть.
Нельзя сказать и того, чтобы вредно было бросить вино и тому, кто привык к нему, потому что мы каждый день видим, как пьющие люди попадают в острог и живут там без вина и только здоровеют.
Нельзя сказать и того, чтобы от вина и больше веселья было. Правда, что от вина накоротко люди как будто и согреваются и развеселяются, но и то и другое ненадолго. И как согреется человек от вина и еще пуще озябнет, так и развеселится от вина человек и еще пуще делается скучен. Только стоит зайти и трактир да посидеть, посмотреть на драку, крик, слезы, чтобы понять то, что не веселит вино человека.
И что же? И не вкусно вино, и не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и все-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем же люди пьют и губят себя и других людей? “Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать”, — отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда. Если человек вор, то он и будет водиться с ворами и будет ему казаться, что все воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными людьми и увидит, что не все воры. То же и с пьянством. Не все пьют и угощают. Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы адом, но этого не может быть, потому что среди заблудших людей всегда были и теперь есть много разумных; и всегда были и теперь есть много и много миллионов людей непьющих и понимающих, что пить или не пить — дело не шуточное. Если сцепились рука с рукой люди пьющие и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы и их детей не споили заблудшие люди.
...
читать далее - в прикреплённом файле.